«С
сожалением сообщаем, что следующее испытание непроходимо. Даже не
пытайтесь искать решение», — бодро зачитал механический женский
голосок. Попытка схватить куб и протащить его через энергетическое поле
окончилась провалом: он растворился в воздухе. «Экспериментальный центр
приносит вам свои искренние извинения за неисправность камеры
испытания, — продолжал голосок. — Честно говоря, это испытание
досталось вам по ошибке. Мы бы на вашем месте немедленно покинули
камеру». Да, но как это сделать? «Отступите, и вам принесут тортик», —
продолжал настаивать голос за кадром. На этом месте пришло озарение,
наша героиня уложила заветный куб с помощью еще одного портала на
большую красную кнопку, и дверь открылась. «Поразительно! Вы сумели
сохранить решимость и присутствие духа в специально созданной атмосфере
глубочайшего пессимизма!» — восторженно отчеканил голос. Он прав. Кроме
того, мы не только сохранили и преумножили — но еще и здорово
посмеялись.
КлУБ «Пайтон»
И такие всплески абсурдного юмора ожидают нас на каждом уровне. Разработчики наделили ГЛэДОС (голос за кадром, комментирующий наши поступки и поясняющий, что будет дальше) ярчайшим характером, уморительной логикой, болезненным цинизмом и святой верой в собственный кулинарный талант. С ее подачи вы половину игры пробегаете с ухмылкой на лице, а после прохождения — наверняка сгоняете в ближайший магазин за заветным тортиком!
Зачем? Ну как же — отметить такое яркое событие в жизни, как прохождение Portal! А начинается наше приключение с залитого светом потолка. Мы — безымянная девушка, которая стоит посреди небольшой камеры со стеклянными стенами. Проводится эксперимент, а мы — подопытная. Поздравляем! Вокруг висят камеры наблюдения. ГЛэДОС, наша единственная за всю игру спутница, зачитывает приветствие в духе «Здравствуй, подруга. Дверь в Ад — налево! Других выходов в этом здании не предусмотрено...». Мы решаем простенькую задачку, заходим в обитый войлоком лифт и едем навстречу приключениям. Собственно, мотаться по комнатам, решать задачки и прыгать в лифт — главное наше игровое занятие.
Никакого
закрученного сюжета и Гордона Фримена здесь нет. Зато есть — ого! —
пушка, создающая порталы (поначалу один, через некоторое время — два).
Работает она так: стреляем на плоскость, открывается портал, стреляем
на другую, и... там тоже открывается портал. Заходим в один — выходим
из другого! Все просто... и одновременно сложно. Но интересно. Помимо
естественного желания глянуть на самого (саму!) себя снизу вверх (чу!
никакой пошлости — чистое любопытство! правда-правда!), порталы нужны
для решения бесконечного числа задачек. Самая простенькая — схватить
куб и с помощью порталов зашвырнуть его наверх. Или посложнее —
например, перебраться через ограждение. Здесь используется принцип «Что
быстро влетает, то быстро и вылетает». Открываем два портала
параллельно друг другу, прыгаем в них, разгоняемся в воздухе, ловим
момент, разбиваем портал на стене, перелетаем препятствие и вот — мы на
нужной стороне. Иногда потребуется загонять энергетические шары в
круглые приспособления. Другое дело, что при кажущейся простоте
геймплей Portal очень интересен и глубок. Задачки разнообразные, не
сказать что очень легкие, но и страдать от муки ваш мозг не будет.
Настоящая золотая середина!
А еще это постоянное обучение. Все время мы будем находить новые способы применения порталов, так что играть интересно до финальных титров (они заслуживают отдельной похвалы). Что насчет боевой части, то мордобоя в Portal нет. Да и злобные демоны из порталов не лезут. Из опасностей — разве что похожие на расплющенные веб-камеры дроиды, иногда постреливающие в нас (если окажемся в их поле зрения), а также водичка, в которую очень нежелательно попадать (иначе стремительно отдадим Game Over’у душу). Все остальное, включая падения с огромной высоты, переживается легко.
Некоторые
ставят дизайн Portal в один ряд со стилистикой сюрреалистического
киноужастика «Куб», хотя похожи эти шедевры немногим — монотонными
помещениями и, если говорить о второй части фильма, косвенно самой
идеей порталов. И все. А сделана игра, несмотря на нарочный лаконизм,
очень стильно. По ощущениям ее можно сравнить с большой комнатой, стены
которой — ослепительно белые. Особенно интересна наша пушка — округлая
штуковина, смахивающая на модифицированный холодильник с усиками.
Однако самое замечательное, что есть в Portal, — эти, извините, не порталы. Вернее — чудо! — увлекательнейшую систему перемещений затмила сама ГЛэДОС, наша постоянная подружка. Это, без шуток, один из самых ярких персонажей компьютерных игр за последние несколько лет. Ее реплики остроумны, циничны и до уточек в глазах смешны. «Центр напоминает вам, что кубы не умеют говорить. Если куб заговорил — настоятельно советуем не слушать его». Или вот еще: «А вы знаете, что у вас есть возможность пожертвовать несколько жизненно важных органов в фонд девичьей самооценки? Это правда». В общем, даже если вы отчего-то люто ненавидите порталы — лишь из-за ГЛэДОС игра стоит того, чтобы вы ее прошли. Полностью.
Те, кому будет мало сюжетной линии, могут заново посмаковать Portal с комментариями разработчиков (эти много интересного расскажут), попрыгать на бонусных картах или попотеть в специальных режимах. А затем принимайтесь за Half-Life: Episode Two — удивительно, но история Portal напрямую связана с кипящими там событиями.
«Экспериментальный центр напоминает вам, что вы — торт»
![]() |
Убийство Кубика — самая жестокая и душещипательная сцена в игре! |
КлУБ «Пайтон»
И такие всплески абсурдного юмора ожидают нас на каждом уровне. Разработчики наделили ГЛэДОС (голос за кадром, комментирующий наши поступки и поясняющий, что будет дальше) ярчайшим характером, уморительной логикой, болезненным цинизмом и святой верой в собственный кулинарный талант. С ее подачи вы половину игры пробегаете с ухмылкой на лице, а после прохождения — наверняка сгоняете в ближайший магазин за заветным тортиком!
Зачем? Ну как же — отметить такое яркое событие в жизни, как прохождение Portal! А начинается наше приключение с залитого светом потолка. Мы — безымянная девушка, которая стоит посреди небольшой камеры со стеклянными стенами. Проводится эксперимент, а мы — подопытная. Поздравляем! Вокруг висят камеры наблюдения. ГЛэДОС, наша единственная за всю игру спутница, зачитывает приветствие в духе «Здравствуй, подруга. Дверь в Ад — налево! Других выходов в этом здании не предусмотрено...». Мы решаем простенькую задачку, заходим в обитый войлоком лифт и едем навстречу приключениям. Собственно, мотаться по комнатам, решать задачки и прыгать в лифт — главное наше игровое занятие.
![]() |
Финальные уровни заставляют крепко призадуматься. |
А еще это постоянное обучение. Все время мы будем находить новые способы применения порталов, так что играть интересно до финальных титров (они заслуживают отдельной похвалы). Что насчет боевой части, то мордобоя в Portal нет. Да и злобные демоны из порталов не лезут. Из опасностей — разве что похожие на расплющенные веб-камеры дроиды, иногда постреливающие в нас (если окажемся в их поле зрения), а также водичка, в которую очень нежелательно попадать (иначе стремительно отдадим Game Over’у душу). Все остальное, включая падения с огромной высоты, переживается легко.
![]() |
Перед вами важный сюжетный персонаж, и кто он такой — мы не скажем ни за какие плюшки! |
Однако самое замечательное, что есть в Portal, — эти, извините, не порталы. Вернее — чудо! — увлекательнейшую систему перемещений затмила сама ГЛэДОС, наша постоянная подружка. Это, без шуток, один из самых ярких персонажей компьютерных игр за последние несколько лет. Ее реплики остроумны, циничны и до уточек в глазах смешны. «Центр напоминает вам, что кубы не умеют говорить. Если куб заговорил — настоятельно советуем не слушать его». Или вот еще: «А вы знаете, что у вас есть возможность пожертвовать несколько жизненно важных органов в фонд девичьей самооценки? Это правда». В общем, даже если вы отчего-то люто ненавидите порталы — лишь из-за ГЛэДОС игра стоит того, чтобы вы ее прошли. Полностью.
Те, кому будет мало сюжетной линии, могут заново посмаковать Portal с комментариями разработчиков (эти много интересного расскажут), попрыгать на бонусных картах или попотеть в специальных режимах. А затем принимайтесь за Half-Life: Episode Two — удивительно, но история Portal напрямую связана с кипящими там событиями.
![]() |
Обезвредить такого милягу легко — нужно просто толкнуть его. |
«Экспериментальный центр напоминает вам, что вы — торт»
Portal
— настоящий шедевр. Самая смешная, оригинальная, интересная и
стабильная игра за последнее время. И, пожалуй, единственная игра, в
которой при убийстве финального босса хочется смеяться и плакать
одновременно.
Рейтинг Игромании: 4.9/5